Положение о предотвращении и урегулировании конфликтов
Приложение №1
к приказу № 16 от «11 » апреля 2018 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о предотвращении и урегулировании конфликтов интересов МАУ «Водный дворец»
1. Общие положения
Настоящее Положение о предотвращении и урегулировании конфликтов интересов в МАУ «Водный дворец» (далее – Положение) разработано в соответствии с действующим законодательством РФ, локальными нормативными правовыми актами Учреждения.
Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) должностного лица влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью должностного лица и правами и законными интересами Учреждения, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам Учреждения.
Под личной заинтересованностью должностного лица, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения должностным лицом при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.
Положением определяются виды конфликтов интересов, причины (условия) возникновения конфликтов интересов, мероприятия по их выявлению, предотвращению и урегулированию в целях исключения возможности вовлечения Учреждения в противозаконные финансовые операции, порядок контроля над исполнением настоящего Положения.
2. Виды конфликтов интересов
При осуществлении своей деятельности возможно возникновение конфликтов интересов в силу противоречия между имущественными или иными интересами Учреждения (должностных лиц и сотрудников) и имущественными или иными интересами контрагентов, а также противоречие между личной заинтересованностью сотрудников Учреждения, его должностных лиц, и законными интересами самого Учреждения, его контрагентов, когда в результате действия (бездействия) должностных лиц Учреждения и/или его сотрудников могут быть допущены случаи нарушения прав и законных интересов контрагентов, а также нанесения убытков Учреждению.
Любое разногласие или спор при осуществлении деятельности Учреждения между Учреждением и/или его сотрудником, которые возникли в связи с участием контрагента, либо разногласие или спор между контрагентами, если это затрагивает интересы Учреждения, по своей сути представляет собой также разновидность конфликта интересов, так как затрагивает или может затронуть отношения внутри Учреждения.
В настоящем Положении рассматриваются следующие случаи возникновения конфликтов интересов:
• должностными лицами, сотрудниками Учреждения и контрагентами Учреждения;
• между Учреждением и должностными лицами Учреждения, сотрудниками при осуществлении ими служебных обязанностей.
3. Причины (условия) возникновения конфликта интересов
- Конфликт интересов может иметь неблагоприятные последствия, если работник Учреждения позволяет частному либо иному интересу, действию извне, влиять на объективность его суждения и действия от имени Учреждения, конкурировать против Учреждения по любым сделкам, снижать эффективность, с которой он исполняет свои должностные обязанности, повышать риски по проводимым Учреждением сделкам, наносить вред финансовому положению или профессиональной репутации Учреждения.
Конфликты интересов могут возникать в процессе осуществления деятельности Учреждения между должностными лицами, сотрудниками и контрагентами Учреждения в результате:
— несоблюдение должностными лицами и сотрудниками Учреждения законодательства, Устава и локальных нормативных правовых актов Учреждения, в том числе по разграничению полномочий;
— совмещения одним и тем же работником Учреждения функций по совершению сделок, оформлению (подписанию) первичных учетных документов, на основании которых осуществляются записи по счетам бухгалтерского учета (расчетные, мемориальные, кассовые, внебалансовые документы), отражению сделок в бухгалтерском учете, контролю за ними, по оценке достоверности и полноты документов, предоставляемых при заключении договора, и последующему мониторингу финансового состояния контрагента;
— совмещения одним и тем же работником Учреждения функций по санкционированию перечисления (выдачи) денежных средств и осуществлению их фактического перечисления (выдачи);
— совмещения одним и тем же работником Учреждения функций администрирования автоматизированных систем с возможностью отражения сделок в бухгалтерском учете с использованием данных автоматизированных систем;
— совмещения одним и тем же работником Учреждения функций по ведению счетов, на которых отражаются операции контрагентов Учреждение и счетов, отражающих собственную финансовую и хозяйственную деятельность Учреждения.
-осуществления одним работником Учреждения сделок за счет и по поручению контрагента и за счет средств Учреждения;
— несоблюдения принципа приоритета интересов Учреждения и его контрагентов перед личными интересами, злоупотребление служебным положением в личных целях;
— несоблюдения норм делового общения и принципов профессиональной этики;
-несоблюдения внутренних лимитов Учреждения при проведении сделок;
— ведения собственной коммерческой деятельности;
— предоставления деловых возможностей другим компаниям в ущерб интересам Учреждения в силу личных интересов.
Угроза конфликта интересов может отсутствовать, если:
— занимаемая работником Учреждения должность, характер выполняемой им в рамках его должностных обязанностей деятельности не позволяет ему единолично определять и (или) влиять на параметры сделки, в отношении которой у него имеется, или может возникнуть потенциальная область конфликта интересов, непосредственно конфликт интересов;
— личные, профессиональные качества работника Учреждения, его репутация позволяют не рассматривать ситуацию с его участием, как конфликт интересов.
4. Предотвращение конфликта интересов
В целях исполнения требований Учреждения по организации внутреннего контроля на Учреждения, поддержания высокой деловой репутации Учреждения локальными нормативными правовыми актами Учреждения, настоящим Положением устанавливаются требования по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, к которым относятся установленные меры, действия и порядок, обязательные для исполнения органами управления Учреждения, его должностными лицами и сотрудниками Учреждения.
Эффективность работы по предупреждению и урегулированию конфликта интересов предполагает полное и своевременное выявление таких конфликтов и координацию действий всех органов Учреждения, информирование ответственного по урегулированию конфликта интересов по существу.
Меры по недопущению возникновения конфликта интересов должностных лиц Учреждения, членов его органов управления, сотрудников при осуществлении ими служебных обязанностей направлены на исключение возможности получения ими лично или через своего представителя материальной и/или иной выгоды с использованием служебных полномочий при заключении сделок/совершении операций.
Основными мерами по предотвращению конфликтов интересов при осуществлении деятельности Учреждения являются:
— строгое соблюдение должностными лицами и сотрудниками Учреждения процедур совершения операций и сделок, установленных законодательством, Уставом и иными локальными нормативными правовыми актами Учреждения, должностными инструкциями;
— утверждение и поддержание организационной структуры Учреждения, которая четко разграничивает сферы ответственности, полномочий и отчетности;
— распределение полномочий по управлению Учреждением распределением обязанностей между директором и заместителями директора;
— предоставление доверенностей на совершение отдельных видов операций (сделок) определенному кругу работников Учреждения;
— распределение должностных обязанностей работников таким образом, чтобы исключить конфликт интересов и условия его возникновения, возможность совершения преступлений и осуществления иных противоправных действий при совершении Учреждением операций и других сделок;
— запрет на использование, а также передачу информации, которая составляет служебную или коммерческую тайну Учреждения, для заключения сделок третьими лицами;
— внедрение многоуровневой системы внутреннего контроля.
В целях предотвращения конфликта интересов органы управления, должностные лица и сотрудники Учреждения обязаны:
— исполнять обязанности с учетом разграничения полномочий, установленных локальными нормативными правовыми актами Учреждения;
— соблюдать требования законодательства РФ, Устава Учреждения, локальных нормативных правовых актов Учреждения, настоящего Положения;
— воздерживаться от совершения действий и принятия решений, которые могут привести к возникновению конфликта интересов.
— обеспечивать эффективность управления активами и пассивами, включая обеспечение сохранности активов, управление рисками Учреждения;
— исключить возможность вовлечения Учреждения, его должностных лиц и сотрудников в осуществление противоправной деятельности, в том числе в легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма;
— обеспечивать максимально возможную результативность при совершении операций и других сделок Учреждения;
— обеспечивать качественный учет информации о контрагентах Учреждения;
— обеспечить порядок совершения сделок с контрагентами установленным локальным нормативным правовым актам Учреждения;
— не совершать крупные сделки и сделки с заинтересованностью без предварительного одобрения их уполномоченными органами Учреждения;
— осуществлять раскрытие информации о деятельности Учреждения в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ;
— обеспечивать достоверность бухгалтерской отчетности и иной публикуемой информации, предоставляемой контрагентам Учреждения, органам регулирования и надзора, другим заинтересованным лицам, в том числе в рекламных целях;
— своевременно рассматривать достоверность и объективность негативной информации об Учреждении в средствах массовой информации и иных источниках, осуществлять своевременное реагирование по каждому факту появления негативной или недостоверной информации;
— участвовать в выявлении рисков Учреждения и недостатков системы внутреннего контроля Учреждения;
-соблюдать нормы делового общения и принципы профессиональной этики;
— предоставлять ответственного по урегулированию конфликта интересов Учреждения исчерпывающую информацию по вопросам, которые могут стать предметом конфликта интересов;
— обеспечивать своевременность расчетов по договорам контрагентов, расчетов по иным сделкам;
— исключить сознательное использование в личных целях сотрудниками Учреждения ситуации при очевидной ошибке контрагента, в том числе при ошибке в договоре, подписанном контрагентом. В случае наличия такой ошибки сотрудник Учреждения должен информировать об этом контрагента;
— доводить до сведения вышестоящего должностного лица, ответственного по урегулированию конфликта интересов информацию о любом конфликте интересов, как только о нем стало известно;
— обеспечить своевременное выявление конфликтов интересов на самых ранних стадиях их развития и внимательное отношение к ним со стороны Учреждения, его должностных лиц и сотрудников.
Примеры указанных мер предотвращения и разрешения конфликта интересов не являются исчерпывающими. В каждом конкретном случае урегулирования конфликтов интересов могут использоваться и иные меры предотвращения и разрешения конфликта интересов, не противоречащие законодательству РФ на усмотрение ответственного по урегулированию конфликта интересов.
5. Урегулирование (устранение) конфликтов интересов
Урегулирование (устранение) конфликтов интересов осуществляется в Учреждении ответственным по урегулированию конфликта интересов, в компетенцию которого входит контроль за недопущением возникновения конфликтов интересов, учет письменных заявлений и требований контрагентов, членов органов управления и сотрудников Учреждения о возникновении конфликтов интересов, а также поиск такого решения, которое, являясь законным и обоснованным, устраняло бы возникший или возникающий конфликт интересов.
Выбор приемлемых процедур устранения конфликта интересов осуществляется ответственным по урегулированию конфликта интересов и в каждом конкретном случае зависит от характера самого конфликта.
В случае возможности урегулирования конфликта на уровне структурного подразделения, руководитель подразделения обязан в течение одного рабочего дня представить ответственным по урегулированию конфликта интересов информацию о конфликте, возможных причинах его возникновения, мерах, которые были предприняты.